Ученые заявили, что можно предотвратить передачу страха от человека к человеку

Социальная передача страха может привести к развитию фобий, но ее можно предотвратить. Ученые Каролинского института провели новое исследование, доказав это.

Ученые заявили, что можно предотвратить передачу страха от человека к человеку

Согласно их научной работе, на протяжении всей своей эволюции человечество углубляло понимание того, как лучше всего разрабатывать практические стратегии для профилактики фобии и аналогичных условий в особо уязвимых группах, то есть люди всегда пытались узнать о эмоционально заряженных ситуациях, наблюдая, как другие ведут себя в жизни. Это явление называется социальное обучение и может быть эффективным средством для понимания людей, избегать опасности.

Существует, однако, и другая сторона. Такой косвенный опыт может способствовать передаче страхов и тревожных расстройств между членами семьи и людьми, живущими в непосредственной близости. Несмотря на то, что современные ученые имеют больше информации о механизмах социальной передачи страха, исследователи до сих пор знают на удивление мало о процессах обучения, которые противодействуют или уменьшить передачу страхов между отдельными лицами.

В ходе нового исследования было обнаружено, что социальная передача страха может быть нейтрализована. Специалисты предложили подопытным просмотреть видео с изображением двух разъяренных человеческих лиц. Когда один из примеров был показан, демонстратор получил неприятный удар током на запястье. В большинстве случаев была передача страха от демонстратора к участникам, которые начали проявляться страх реакции на фотографии. Затем исследователи смотрели на то, что происходит, если участники впервые увидели фильм с теми же фотографиями. В этом случае передавалась безопасная ситуация. В итоге было обнаружено, что это предотвратило передачу страха.

В дальнейших экспериментах исследователи наблюдали, что эффект сохранялся, когда обстоятельства изменялись, например, если демонстратор больше не присутствовал в последующей ситуации. В другом варианте эксперимента, «безопасный» и «опасные» демонстранты были разные люди. Специалисты говорят, что эти опыты расширили их понимание о процессах, регулирующих социальную передачу страха и безопасности.

Татьяна Апрельская