Астрономами впервые точно измерена скорость вращения черной дыры

Группа астрономов во главе с профессором Маури Валтоненом из Университета Турку в Финляндии, сумели в 2010 году разработать действующую модель, показавшей, что квазар OJ287 включает в себя две разные по массам черные дыры. Скорость вращения вокруг самой себя сверхмассивной дыры ОJ287 находится на уровне 31,3% от максимального возможного значения, допускаемого теорией относительности Эйнштейна.

Астрономами впервые точно измерена скорость вращения черной дыры

Наблюдая за вспышками сверхмассивной ОJ287, расположенной в созвездии Рака, астрофизики предположили, что на протяжение 10 лет, с 2016 по 2026 годы, имеется реальная возможность проверить, действительно ли у черных дыр нет никаких «волос». О наличии так называемых «волос»– набора фотонов с почти нулевой энергией, объявил в 2015 году британский учёный Стивен Хокинг, один из авторов данной гипотезы. Необычная по поведению черная дыра OJ287, представляющая из себя потухшую сверхмассивную звезду, расположена в одной из галактик созвездия Рака. Расстояние от неё до Земли- 3,6 миллиарда световых лет или 1,04 Парсека.

Черная дыра № OJ287 открыта в 70-х годах ХХ столетия, причём она периодически взрывается, а её яркость каждый раз увеличивается в несколько раз. Причиной этому является тот аспект, что OJ287 существует в центре своей галактики в компании с другой черной дырой. При периодическом сближении, каждые 12 лет, происходит сверхмощный взрыв. В ходе следующего галактического взрыва, который ожидается в июле 2019 года, Стивен Хокинг его коллеги смогут измерить квадрупольный момент массы у более крупной черной дыры, который жёстко связан со скоростью вращения сверхмассивной черной дыры № OJ287, имеющей массу 8 млрд земных Солнц. Особо отмечено, что уже удалось измерить скорость оборота вокруг друг друга двух гигантских черных дыр, находящихся в самом центре галактики «Млечный путь»- их скорость равна 54 тыс. километров в час. Полный текст отчёта научной группы опубликован в журнале Astrophysical Journal Letters.

Герман Ким