Зонд MRO сфотографировал марсоход Curiosity на вершине горы Шарп

NASA камерой HiRISE на борту зонда MRO заполучила снимки марсохода Curiosity, не прекращающего передвигаться к вершине горы Шарп и находящегося в этот момент на промежуточной остановке у «живых» дюн на ее верхних склонах.

На Марсе Curiosity получает оригинальные сведения о прошедшем и нынешнем виде планеты уже 4-й год. Последние два, 4-й ровер НАСА в центре кратера Гейла делал попытки покорить пик горы Шарп, похожей на необычный слоистый «пирог» из накопившихся в глубине озера образований.

Очень давно, когда красная планета имела еще густую атмосферу с океанами, и была условно теплой, то озеро как раз и находилось в глубине кратера Гейл. Изучив породы озера, исследователи узнали, какой вид имели озера Марса в различное время и подтвердили, что те были теплыми и вполне приспособленными для жизни длительностью около миллиарда лет.

Сейчас Curiosity пребывает на вершине горы — на «плато Науклуфт», с залеганием пород, сформированных тогда, когда планета начинала утрачивать атмосферу и воду, потихоньку становясь сухой. Не так давно Curiosity открыл необыкновенные запасы песка в этой части плато, доказывающие, что Марс оставался «мокрым» намного больше, чем считалось ранее.

Последние снимки марсохода, которые получены с помощью камеры HiRISE на борту MRO, зафиксировали Curiosity в момент остановки на границе дюн Багнольда – «живых» залежей песка плавно передвигающихся горными склонами Шарпа под ветряным воздействием. Около их восточной границы, есть много громадных запасов гематита – «железного» минерала, формирующегося на Земле в горячих ключах и вулканических озерах.

Ученые NASA рассчитывают, что изучив эти запасы, которые назвали в честь астронома Веры Рубин, раскрывшей проблему вращения галактик, разрешит разобраться, откуда в то время появлялась на поверхности вода, когда сама красная планета была не в состоянии сдерживать ее от улетучивания в открытый космос.

Януш Серпень