Ученые подтвердили гипотезу о столкновении Марса с небесным телом: Что случилось с Красной планетой?

Международная команда исследователей из Соединенных штатов и Японии разгадала несколько загадок из прошлого Марса. В их докладе в издании Geophysical Research Letters подтверждается гипотеза о том, что более четырех миллиардов лет назад наш красный «сосед» столкнулся с гигантским небесным телом. По мнению астрофизиков, самый мощный удар пришелся на северное полушарие планеты, что «сгладило» рельеф той части Марса. Что же тогда на самом деле случилось с Красной планетой?

Шокирующие подробности столкновения

Как уже говорилось, примерно 4,4 миллиарда лет назад имел место один удар, изменивший Марс. Эта гипотеза высказывалась учеными ещё в ХХ веке, но получила научное обоснование только сейчас. Представили открытие исследователи, работающие в Колорадском университете. Итак, об этом поговорим поподробнее.

Красная планета была атакована космическим телом, диаметр которого составлял не менее 1,2 тысячи километров по окружности. Он «приземлился» в северной части Марса, где позже в недрах появились залежи металлов. Их, правда, немного (около одного процента), но они сохранились до сих пор, что подтверждает рациональность данной теории.

Кстати, из обломков этого неизвестного тела, астероида или планеты, образовались два марсианских спутника – Фобос и Деймос. Ранее они считались обломками самой Красной планеты, но, оказалось, что «друзья» Марса имеют совсем иной состав, чем он сам, потому, скорее всего, откололись от другого объекта.

Кроме того, исследователи провели анализ марсианских метеоритов, которые упали на Землю, а также внутреннего состава Красной планеты. Выяснилось, что основными металлами, которые преобладают в марсианской породе, были осмий, иридий и платина.

Потом ученые продолжили работу и провели компьютерную симуляцию. Она показала, что космический объект, который совершил бомбардировку Марса в прошлом, был 1,2 тысячи километров в диаметре и какими были его остальные примерные параметры.

Что же случилось с этим телом?

Могло быть несколько вариантов развития событий после столкновения неизвестного объекта с Марсом. Вероятнее всего, он мог расколоться на сотни мелких «кусочков», из чего и сформировался пояс астероидов между Юпитером и Красной планетой. Теоретически такое вполне возможно, тем более никто не знает, откуда в этом районе космического пространства появилось столько каменных обломков, чтобы создать такую систему объектов.

Ранее считалось, что пояс астероидов сформировала некая планета, разорванная Марсом и Юпитером из-за их притяжения. Данная версия не получила научного объяснения, как и опровержения. Хотя такой планетой, в принципе, могло быть космическое тело, врезавшееся в Марс и разлетевшееся на куски-астероиды.

Подобная ситуация случилась и в далеком прошлом с Землей. Правда, тогда из-за столкновения с нашей планетой, космический объект не упал на неё, не раскололся, а только «отбил» Луну, ставшую нашим небесным спутником. Тогда почему аналогичная ситуация не получилась с Марсом? Тоже вопрос интересный. Кстати, из материала, входящего в состав Лунаы могли теоретически образоваться и спутники Красной планеты.

Есть также вероятность, что космическое тело, врезавшееся в нашу планету на заре её существования и сместившее её ось, могло быть и тем, что атаковало Марс. Поскольку точное время формирования Луны не указывается, известно только, что это было более четырех миллиардов лет назад, то такое вполне возможно.

В таком случае, «нечто» пролетело возле Земли, задев её по касательной и отколов небольшую часть (Луну), могло отлететь в сторону Марса и удариться о его поверхность, изменив рельеф и создав спутники планеты, так отличающиеся от «металлосодержащего» Марса.

Что это было за тело? Возможно, это была планета, которая летела и из-за метеоритного потока или других планетарных явлений не смогла надолго задержаться на нашей орбите и врезалась в Марс. Но куда же делась часть, отбившаяся от него и не ставшая спутниками красного «соседа». Скорее всего, она также попала в тот самый пояс астероидов, только дальше по расстоянию. Она могла войти в группу объектов, именуемой «Троянцы».

Выводы

Возможно, телом, врезавшимся в Землю и Марс, была своеобразная Планета Х, которой сейчас уже нет. Хотя в Солнечной системе есть ещё одна, похожая на неё, только находящаяся дальше (за орбитой Нептуна). Если такой сценарий разворачивался более четырех миллиардов лет назад, тогда может вполне повториться в нынешнем времени или в будущем, потому опасения исследователей по поводу столкновения с нами Планеты Икс небезосновательны.

Кто знает, может загадочная планета из прошлого, ударившись о Марс, изменила весь климат на нем, из-за чего он из планеты, пригодной для жизни, превратился в сухую, безводную пустыню, на которой теперь могут «обитать» только роверы, например, Curiosity. Последний, в свою очередь, постоянно находит на красном «соседе» окаменелые предметы, устья рек, очертания гор и прочее.

Однако что было бы с Марсом, не переживи он такую космическую бомбардировку? Возможно, на ней и сейчас кто-то жил, марсиане или люди, которые уже давно колонизировали бы Красную планету или не переселялись с него на Землю, если были родом оттуда. Об этом сейчас можно только фантазировать, а действительность скрыта за далью веков и под толстым слоем марсианской породы.