Ученые определили, как подсолнух поворачивается к Солнцу

Ученые выяснили, почему подсолнухи постоянно «смотрят» на Солнце. по их мнению, такое происходит из-за мутации, которая поменяла работу их «внутренних часов» так, что они необычно управляют ростом клеток, заставляя растение вращаться с востока на запад.

Ученые определили, как подсолнух поворачивается к Солнцу

Эксперты считают, что есть связь между «биочасами» подсолнуха и цепочкой генов белков, управляющие ростом соцветия. Так растение получает больше света, а кроме того, привлекает пчел, любящих теплые поверхности. Это помогла экспертам выяснить тайну, анализируя работу циркадных ритмов, которые управляют всеми процессами внутри клеток растений и животных независимо от времени и влияния на работу стимулятора роста.

Для своего исследования ученые вырастили ряд подсолнухов, часть которых проросли в лаборатории, где всегда был свет, а другие — на обычном поле. Часть соцветий специалисты прикрепили в кадках так, дабы они не могли поворачиваться за светилом, что позволило бы оценить итоги отказа от такого эволюционного приспособления.

Выяснилось, что в главной «движущейся» частью в поворотах цветка был «внутренние часы» подсолнуха — ряд светочувствительных белков и родственных им генов, которые управляют разными жизненными процессами, связанных с наступлением дня и ночи. Если продолжительность дня изменялась искусственно, то соцветия теряли способность ориентироваться на Солнце, даже если искусственное светило направлялось так же, как и настоящее Солнце. Это отрицательно сказывалось на рост цветка и развитие семян.

Никита Владимирович