Ученые обнаружили новую функцию мозжечка

Ученые обнаружили новую функцию мозжечка, неизвестную науке до сих пор. В соответствии с исследованием нейробиологов из Стэнфордского университета, это отдел мозга играет важную роль в системе вознаграждения организма. Результаты научной работы были обнародованы журналом Nature.

Ученые обнаружили новую функцию мозжечка

В мозжечке находится более половины нейронов, несмотря на то, что он занимает всего 10% от общего объема мозга. Ученым было известно, что в его задачи входит координация движений, поддержание тонуса мышц и удерживание равновесия, а функционирование этого отдела не контролируется сознанием человека.

По словам нейробиолога Марка Вагнера, учитывая большое число нейронов в мозжечке, которые сложно изучить, ученые слишком знают о том, как этот отдел интегрирован в широкую картину решений, принимаемых мозгом. Специалист отметил, что также это связано с наличием представлений о том, что мозжечок принимает участие исключительно в выполнении моторных функций.

Чтобы открыть новую функцию этого отдела, Вагнер и его коллеги из группы профессора Лицюня Ло провели ряд экспериментов на мышах. Перед этим нейробиологи получили генномодифицированных грызунов, чьи звёздчатые нейроны способны производить зеленый флуоресцентный белок (GFP). Активация деятельности нейронов связана с переменами в потоке ионов кальция через мембранные соединения, и благодаря GFP ученые смогли зарегистрировать эту активность, пока мыши выполняли несложную задачу – жали на рычаг для получения награды (подслащенной воды).

Наблюдая за животными, нейробиологи установили, что одни клетки мозжечка грызунов активизировались во время движения, а другие – немного позже, в тот момент, когда подопытные ожидали свое вознаграждение. Третья группа нейронов, расположенных в мозжечке, начинала функционировать при появлении случайной и внезапной награды. В процессе обучения грызунов клетки из третьей группы проявляли все меньшую активность, зато нейроны, которые были связаны с ожидаемым вознаграждением, срабатывали все сильнее.

Ученые подчеркивают, что мозжечок является не единственной областью, одновременно связанной и с моторикой, и с системой вознаграждения. По их словам, аналогичные свойства присущи базальным ганглиям, регулирующим движения и концентрацию внимания.