Самые большие самолеты в истории авиастроения

0
199

Потрясающие человеческое воображение махины, весом не в одну сотню тонн и длиной с футбольный стадион, летают в небе, перевозят грузы и пассажиров. Вам интересно узнать, какие достижения имеются на счету инженеров воздушных судов за всю историю создания самолетов? Какими самыми большими аппаратами они удивили общественность?

Самые большие самолеты в истории авиастроения

Великан среди однопропеллерных самолетов (кстати, его пропеллер тоже был самым большим в истории) впервые поднялся в воздух в 1919 году. Назывался он Linke-Hofmann R II и мог поднять в воздух 7 тонн, имея общий вес 15 тонн. Верхнее и нижнее крыло его составляло в размахе 42,16 и 20,32 метров, соответственно. Для того, чтобы работал гигантский винт, находящийся в носу, использовались 4 двигателя Mersedes по 260 лошадиных сил.

Рекордсменом по полетам на дальнее расстояние в первой половине 20-го века стал летающий корабль Dornier Do X, созданный конструкторами из Германии в 1929 году. Он совершал рейсы на дальних пассажирских авиалиниях. В свой премьерный демонстрационный полет, который длился 40 минут, судно взлетело с Боденского озера со 169 пассажирами на борту. Длина летающего аппарата немного превышала 40 метров, а размах крыла — 48 метров.

Самые большие самолеты в истории авиастроения

Еще одна деревянная летающая лодка Хьюз Н-4 «Геркулес» имела массу 130 тонн и абсолютно «победный» размах крыла – 98 метров (даже у «Мрии» он 88,4 м, при длине корпуса 66,5 м, его высота составляет 24 м). Предназначался данный гигант для транспортировки 750 солдат с полной экипировкой. Правда, после единственного полета, проведенного в порядке эксперимента, самолет так больше ни разу и не использовался. Через некоторое время его перевезли в музей штата Орегон, где он и сейчас пользуется довольно большой популярностью у туристов – за год самолет-гигант их посещает более 300 тысяч.

В 1933 году в подарок на юбилей литературной деятельности знаменитому писателю Максиму Горькому было принято решение построить одноименный самолет, олицетворяющий культуру нового строящегося общества. Невиданная по размаху строительства машина собиралась на народные деньги, и в 1934 году совершила свой первый полет, заслужив похвалу от шеф-пилота М. М. Громова. Самолет был назван безукоризненным в управлении и очень надежным, и 19 июня 1934 года (всего на 3-ий день летных испытаний) он уже принимал участие в параде в честь героев-челюскинцев и их спасателей.

Менее чем через год – в мае 1935 года «Максим Горький» был уничтожен в случайной и внезапной катастрофе: в процессе совершения демонстрационного полета над Москвой его сопровождали истребители И-5. Один из них, пилотируемый летчиком Н. Б. Благиным, вопреки имеющемуся заданию, стал выполнять фигуры высшего пилотажа и врезался в его крыло. Погибли 33 пассажира, 12 членов экипажа и летчик Н. Благин. До 1950 года «Максим Горький» считался великаном среди сухопутных воздушных судов гражданской авиации, существующих на планете. Полетный вес гиганта составлял 42 тонны, размах крыла – 63 метра, длина фюзеляжа 32,5 м, а диаметр колеса – 2 метра. Внутренние помещения имели площадь 100 кв. метров, в них были установлены: салоны для 72 пассажиров, спальные каюты, места для кафе, телефонная станция автоматического режима, электромеханизмы для перемещения руля поворотов и оригинальный автопилот.

Самые большие самолеты в истории авиастроения

«Родственник» самолета – гигантский жесткий дирижабль LZ 129 «Гинденбург» построили в 1936 году в Германии. Он начал совершать рейсы весной 1936 года, и во время выполнения в очередной раз трансатлантического перелета в мае 1937 года потерпел катастрофу. Имея водородное наполнение, «Гинденбург» вспыхнул, в итоге от пожара погибло 35 из 97 человек, находившихся на его борту. Впоследствии дирижабли в транспортных целях уже не применялись.

В 1949 году британцы в опытном порядке построили пассажирский самолет, рекорд габаритов которого до сих пор не побит на территории Великобритании. Bristol Type 167 Brabazon имел 70-метровый размах крыльев и длину фюзеляжа – 54 м, но так как он был построен для перевозок «первого класса», то британцы поняли, что он не окупится, отправили его на металлолом, а разработку второго экземпляра свернули.

До постройки Ан-225 самым большим в мире считался сконструированный в 1966 году КМ (экраноплан). Иностранные спецслужбы даже прозвали его «каспийским монстром». Габариты корпуса в длину составили 92 м, а размах крыла – 37,6 м, при взлетной массе – 544 тонны.

Самые большие самолеты в истории авиастроения

Целых 36 лет «чемпионский титул» среди огромнейших, вместительных и тяжелых авиалайнеров удерживал Boeing 747, производство которого началось в феврале 1969 года. У него широкий фюзеляж, где имеется вторая палуба, а собран он из 6 млн деталей. В 1991 году во время проведения программы по вывозу граждан Израиля из Эфиопии на родину, Boeing 747 установил рекорд планеты по количеству пассажиров, которых воздушное судно смогло перевезти за один полет – 1122 человека.

Новая версия 747-8 имеет удлиненный фюзеляж, иначе проработанное крыло, и хорошую экономичность. Это самый длинный пассажирский самолет – его длина — 76,3 м, а размах крыла – 68,5 м.

Третье место среди военно-транспортных тяжеловесов занимает американский Lockheed C-5 Galaxy. Его длина 75,5 м, высота – 19,8 м, а размах крыла – 67,8 м. Четыре двигателя поддерживают крейсерскую скорость – 888 км/ч.

Самые большие самолеты в истории авиастроения

Для воздушной транспортировки мобильных установок для запуска баллистических ракет межконтинентального типа ОКБ имени О. К. Антонова построило Ан-124 «Руслан». Премьерная версия самолета увидела свет в конце 1982 года в Киеве. На вооружении РФ он оказался в начале 1987 года. Всего с конвейера сошло 56 машин. «Руслан» может поднять 120 тонн, его длина – 69,1 м, а размах крыла – 73,3 м. Во время перевозки химреактора из Парижа в Доху в 1997 году «Руслан» установил рекорд по массе перевозимого коммерческого груза – в общей сложности она была равна 140 тоннам. «Фишкой» «Руслана» стала открывающаяся вверх пилотская кабина.

В 2004 году началась сборка Airbus А380-800, превосходящего Boeing 747. Длина новоявленного рекордсмена составила 73 метра, размах крыльев – 79,74 метров, а взлетная масса – 560 тонн (при весе самолета в 280 тонн).

Самые большие самолеты в истории авиастроения

Абсолютный рекордсмен Ан-225 «Мрия» (в переводе с украинского «Мечта») построен в Киеве в 1988 году. В марте 1989 года Ан-225 сделал неактуальными аж 110 мировых рекордов в области авиации, совершив полет с грузом весом 156,3 тонны. Длина гиганта – 84 метра, а высота 18 метров, что примерно равно размерам 6-этажного 4-подъездного дома. Максимальный взлетный вес «Мрии» — 640 тонн. Ан-225 был построен в единственном экземпляре, основным его назначением был проект многоразового космического корабля «Буран», после чего лайнер был перепрофилирован в грузовой самолет. Он также использовался в спасательных операциях. «Мрия» превосходит самый большой пассажирский самолет в мире — Airbus А380 в длину на 11 метров, а по размаху крыла – на 9 метров.

Стоит упомянуть, пожалуй, и грандиозный проект, так и не воплощенный в жизнь. В Таганрогском конструкторском бюро им. Г. М. Бериева шла разработка сверхтяжелого транспортного самолета-амфибии Бериев Бе-2500 «Нептун». Он должен был стать самым огромным среди самолетов: длина – 115,5 м, размах крыльев – 125,5 м, взлетная масса – 2,5 тысячи тонн. К сожалению, проект так и остался на бумаге и в плане авиационной промышленности на период с 2013 по 2025 годы о нем даже не упоминается.

Несколько дней назад в СМИ появилась новость, что из ангара в США вывезли самый большой новый самолет, который опережает всех упоминаемых нами предшественников, в том числе и «Мрию». Воздушное судно, созданное стараниями инженеров компании Stratolaunch System, имеет размах крыла 117 метров. Он предназначен для запуска космических ракет.

Наука — ВладТайм — самые независимые новости