РКК «Энергия» хочет оправить в космос туристов: Скоро ли будут доступными экскурсии на Марс и Луну?

Туризм – направление интересное и достаточно развитое. Людям интересно бывать в разных уголках нашей планеты, от курортных островов до холодных красот Исландии и Гренландии. Однако мир не ограничивается только Землёй. Правда, космический туризм – направление далеко не самое развитое.

Сказывается большая дороговизна полётов вообще, а также опасений, что на людей повлияет излучение от Солнца. Считается, что на уровне земной орбиты от него защищает магнитное поле планеты, а далее как будет – не известно. В частности, космонавты, бывающие на МКС, крайне редко выходят в открытый космос, утверждая, что имеет место радиация, которая по-разному влияет на организм. Тем не менее некоторое время назад желающих всё-таки отправляли на орбиту Земли. Возможны ли более дальние полёты?

Ещё в феврале этого года появилась информация от РКК «Энергия», что ведутся работы над тем, чтобы ввести новую услугу – космические туры. Желающие смогут почувствовать себя космонавтами, облетев Луну, наш спутник, на космолёте серии «Союз». Предположительно, закончат все приготовления примерно через 4-5 лет. Чтобы проводить такие полёты, нужен не один пуск, а два. По словам главы корпорации Владимира Солнцева, используют соответствующую схему с выводом на орбиту «Союза», а сразу за ним – разгонного блока ДМ, у которого будет дополнительный герметичный отсек. Два объекта состыкуются, после чего второй даст возможность импульса, чтобы облететь Луну. Топливные ресурсы «Союза» помогут скорректировать баллистическую траекторию. Сообщалось, что проводится работа над тем, как усовершенствовать космолёт. Усиливали теплозащиту, занимались установкой связных передатчиков максимальной мощности, а также планировали новую систему атмосферного спуска.

Одновременно готовились и к тому, чтобы возобновить космический тур на орбиту Земли, что теоретически будет доступно к 2021 году. По словам Владимира Солнцева, от «одной компании» даже поступила уже заявка на то, чтобы девять сотрудников попали в этот первый запуск. Прошло несколько месяцев, и данные обновились. Владимир Солнцев отметил, что успешно прошло подписание предварительного контракта с заграничной фирмой на то, чтобы космические туристы могли облетать Луну. Собственно, оговаривается финансовая сторона вопроса, и теперь важно, чтобы экономическая часть была увязана с технической. Нужен подходящий инвестор, который пока, по всей видимости, отсутствует. Тем не менее на техническом уровне работа ведётся, а дополнительное финансирование нужно, чтобы оснастить «Союз» всем необходимым. Так или иначе, полёт к МКС и полёт к Луне – это разные вещи. Иная дозаправка и дальняя радиосвязь, для возвращения нужна вторая космическая скорость и так далее.

Также была уточнена схема пилотируемого полёта к Луне. Теперь, по сведения пресс-службы РКК «Энергия» нужно не два пуска, а целых три: первые два – сверхтяжёлая ракета, а третий – ракета средняя «Союз-5». Отмечают, что ранее поговаривали о ещё большем количестве, но когда отменили строительный работы, предполагающие второй стартовый стол для космолётов серии «Ангара». То, что это произошло, не привело вообще к отказам от пилотируемых экспедиций, однако внесло свои коррективы. В частности, собираться лунный комплекс будет там, где низкая околоземная орбита. Космолёт «Федерация» сначала запустят к МКС, а после экипаж подождёт, когда создадут экспедиционный комплекс, чтобы состоялось последующее космическое путешествие и высадка на Луну. Такая в настоящее время ситуация с тем, чтобы побывать на нашем спутнике.

Что можно сказать про Марс, более дальний объект? Красная планета – безжизненная пустыня с ледниками на полюсах. Это холодный мир, который теоретически когда-то мог быть обитаем, однако всё нарушилось после космических бомбардировок. Части коры Марса, который когда-то был гораздо крупнее и был способен удерживать воду в жидком виде, обнаружили в наши дни на задворках пояса астероидов. Это 8 обломков во главе с Эврикой, называемые «троянцами». Будут ли полёты туда? Собственно, о подготовке пилотируемой экспедиции в целом говорят уже не первый год, причём разные корпорации и личности.

Наиболее серьёзные намерения по отправке людей на Марс были у американского космического агентства NASA. Проводилась программа, подразумевающая первый полёт примерно в 2030 году. Однако не так давно ведомство неожиданно заявило, что существуют две проблемы: недостаток финансирования и крайне опасная высадка. Последняя связана с тем, что слабая, тонкая атмосфера Марса слишком разрежена, и объект на него просто падает, местный воздух его практически не задерживает.

Собственно, из тех автоматических космолётов, которые припланетивались, чуть меньше половины разбилось. При этом, объекты были ещё и не такого большого веса, примерно 2 тонны, тогда как гипотетический корабль с землянами на борту может весить все 15. Как это решить, в NASA пока не знают. Кроме того, космическим туризмом это было бы назвать сложно, поскольку полёт был бы «билетом в один конец».

Больше надежды в этом плане на Илона Маска и его компанию SpaceX, как специалист, который большинством воспринимается, как космический максималист, поскольку очень уж громкие у него планы. Он утверждает, что возможны теоретически и такие вылеты на Марс, которые будут подразумевать возвращение на Землю. Пока ведётся постройка сверхтяжёлой ракеты.