Генетики изобрели способ отключения «промышленного» редактора ДНК

Недавно биологами была открыта «защита от редактирования ДНК». В настоящее время генетиками изобретён способ позволяющий отключить «промышленный» геномный редактор с названием CRISPR/Cas9, что должно сделать его более безопасным для людей.

Генетики изобрели способ отключения «промышленного» редактора ДНК

Открытие геномного редактора CRISPR/Cas9 было названо в 2015 году самым существенным научным прорывом. Его открыл учёный США Фэн Чжан. Этот редактор изобрела сама природа. Система, предполагают генетики, осуществила своё развитие внутри бактерий ещё несколько сотен миллионов лет тому назад, чтобы защититься от воздействия ретровирусов.

CRISPR/Cas9, как полагают, содержит в себе два компонента. Одним из них является «библиотека», содержащая образцы генетического кода вируса (CRISPR). Второй частью являются ферменты Cas9, призванные искать схожие последовательности в ДНК самой бактерии и удалять их, если возникнет необходимость.

Как установили биологи Торонто, вирусы смогли дать адекватный «ответ» на появление CRISPR/Cas9. Они смогли создать собственный набор, содержащий три белка, принадлежащих к семейству AcrllA. Их особенностью является то, что они могут зацепиться за различные части белка и нейтрализовать его до того, как тот успеет устранить вирусные ДНК из генома микроба.

Учёные смогли открыть аналог подобных белков, который сможет подавить работу произведённых в лабораторных условиях белков Cas9. Для этого они в своих исследованиях сосредоточились на тех бактериях, которые, одновременно, содержат в себе, как ген Cas9, так и следы вирусной ДНК.

Проведя анализ трёх сотен разновидностей болезнетворных бактерий, генетиками были выделены девять штаммов, которые удовлетворяли этим критериям. Содержащиеся в них геномы оказались способны блокировать те, известные учёным модификации Cas9, которые сейчас используются в лабораторных опытах.

Проведённые с применением их опыты на культурах, извлечённых из клеток человека, показали, если их добавить в питательную среду, они способны защитить от редактирования ДНК. А, значит, это можно использовать вместе с системой CRISPR/Cas9, чтобы повысить надёжность генной терапии.