Астрономы засекли инопланетную цивилизацию в 1480 световых годах от Земли

Сделать сенсационный вывод позволили данные, полученные с помощью космического телескопа «Кеплер»
Звезда пленительного счастья

— Ничего похожего на эту звезду мы никогда прежде не видели, — искренне изумляется Табета Бояджян (Tabetha Boyajian), предводительница исследовательского коллектива из Йельского университета (postdoc at Yale) — Она настолько странная, что мы несколько раз перепроверили данные, полученные с помощью космического телескопа «Кеплер». Грешили на искажения сигналов. Но никаких отклонений так и не нашли.

Аномалии в блеске звезды, указывающие на возможное существование сферы Дайсона.

Космический телескоп НАСА Кеплер (Kepler) — он же «Искатель планет» — был выведен на орбиту Земли в мае 2009 года. Нацелен на небольшой участок Млечного пути, находящийся между созвездиями Лебедь и Лира.

Телескоп искал экзопланеты — планеты у других звезд — посредством так называемого транзитного метода. То есть следил, изменяется ли яркость звезды время от времени. А она изменяется, когда диск звезды что-то заслоняет. Например, планета. По колебаниям яркости астрономы и определяют их наличие.

Данные об изменении яркости, полученные с помощью космического телескопа, позволяют сделать предварительный вывод о наличии планет. Далее — уже с помощью наземных радиотелескопов, направленных на «подозрительную» звезду — астрономы либо убеждаются, что планеты у нее действительно существуют, либо разочаровываются.

Участок Млечного пути, на который был нацелен телескоп Кеплер. Где-то там — между Лебедем и Лирой расположена иневидимая невооруженным глазом звезда KIC 8462852.

В 2013 году Кеплер сломался. Но прежде каждые 30 минут фиксировал параметры 150 тысяч звезд, находившихся в поле его зрения. Тем самым телескоп обеспечил астрономов данными на много лет вперед. Их расшифровывать и расшифровывать. Подтверждать или опровергать. Чем ныне ученые и заняты.

И вот — совершенно неожиданный результат: одиночная звезда KIC 8462852, расположенная в 1480 световых годах от Земли. Она привлекла к себе внимание еще в 2011 году — меняла яркость сверхъестественным способом. Порой световой поток, исходящий от звезды, снижался на 80 процентов. Будто бы что-то затеняло ее на разные промежутки времени — от 5 до 80 дней.

Если не инопланетяне, то кто?

— Гипотеза, подразумевающая деятельность инопланетян, всегда должна быть самой последней из числа тех, которые стоит принимать во внимание, — прокомментировал открытие Джейсон Райт (Jason Wright) — астроном из Университета штата Пенсильвания (Penn State astronome). — Но в данном случае коллеги обнаружили то, что можно ожидать как раз от инопланетян.

Табета с коллегами уверяют, что мерцание KIC 8462852 вызвано множеством объектов, расположенных вокруг звезды — крупными и гигантскими. Они-то периодически и заслоняют свет.

Конечно, ученые пытались найти подтверждения тому, что объекты имеют естественное происхождение. Что они какие-нибудь астероиды или кометы. Или даже осколки столкнувшихся тут планет. Или еще не образовавшиеся планеты. Но находились факты, противоречащие «разумным» гипотезам. Так и осталась пока одна — «неразумная». О том, что KIC 8462852 находится в так называемой сфере Дайсона (Dyson Sphere) — в некой построенной местными обитателями оболочке, которая позволяет улавливать излучение звезды и пользоваться этой колоссальной энергией.

«Классическая» сфера Дайсона — правда, незаконченная.

Появление таких сфер у высоко развитых цивилизаций предрек еще в 1960 году физик-теоретик Фриман Дайсон (theoretical physicist Freeman Dyson). Полагал, что сферы могут быть как замкнутыми, так и состоящими из множества отдельных космических аппаратов. На них — этих аппаратах или гигантских космических платформах — представители внеземного разума могут размещать и энергетические станции, и производства , и жилье. И оборонительные сооружения.

А вдруг инопланетяне понастроили там у себя звезду смерти? Флот космический собирают, чтобы захватить кого-нибудь? Может быть, эти объекты и заслоняют иной раз свет звезды

Проверка выводов группы Табеты Бояджян и примкнувшего к ним Джейсона Райта, намечена на следующий год. Ученые планируют нацелить на KIC 8462852 один из крупнейших в мире радиотелескопов — Very Large Array. Возможно, им удастся даже уловить некий гул, издаваемый инопланетной техникой.

КСТАТИ

Там и сестра Земли где-то притаилась

В созвездии Лебедя находится и «Сестра Земли», она же «Вторая Земля» , она же Kepler-452b, до которой примерно столько же, сколько и до KIC 8462852 — примерно 1400 световых лет. О ней летом нынешнего года торжественно объявили астрономы НАСА.

Планету Kepler-452b удалось выявить, как и положено, после обработки и проверки результатов наблюдений, выполненных с помощью космического телескопа «Кеплер».

Напомню, Kepler-452b всего в 1,6 раза превышает Землю по размеру. Вращается вокруг звезды класса G2 — того же, к которому принадлежит и наше Солнце. Но местное светило на 10 процентов крупнее и на 20 процентов ярче. Поэтому «сестра», которая находится чуть дальше от своей звезды, чем Земля от Солнца, получает примерно столько же тепла, сколько и наша планета. Год тут длится 385 дней.

Земля (слева) и ее далекая «сестра» (справа).

«Сестра» старше Земли на полтора миллиарда лет. Ей — 6 миллиардов лет. Это, по словам Джона Дженкинса, существенно повышает вероятность зарождения местной жизни. В том числе и разумной.

Кто знает, может быть, обитатели Kepler-452b как-то общаются с братьями по разуму, построившими сферу Дайсона у KIC 8462852? Они довольно близко находятся друг от друга. Хотя, не исключено, что это вообще одни и те же существа.

По материалам KP.ru