Загадка Венеры решена: планету иссушил «электрический ветер»

Геофизики Калифорнийского университета нашли объяснение «обезвоживанию» Венеры. На планете, как выяснилось, наблюдается сильный «электрический ветер», который выбрасывает в космос кислород из гидросферы.

Загадка Венеры решена: планету иссушил "электрический ветер"

В верхних слоях атмосферы Венеры сила электрического поля примерно в пять раз больше, чем на Земле. Такие данные были недавно получены с помощью европейской автоматической станции Venus Express. И этим ученые объясняют потерю воды Венерой, в атмосфере которой воды в сто раз меньше, чем на нашей планете. Соответствующее исследование опубликовано в журнале Geophysical Research Letters.

Миллионы лет назад Земля, Венера и Марс были схожи — имели свои гидросферу. Но сейчас мощное электрическое поле Венеры препятствует созданию и сохранению на планете водяного пара. Ранее ученые предполагали, что «обезвоживание» Венеры — следствие столкновения с космическим телом более 400 км в диаметре. Версия считалась «слабой», а сейчас и вовсе отошла на второй план, так как спектрометр Venus Express снабдил исследователей новой порцией данных.

Словом, древняя загадка Венеры практически решена. Озоновый слой на планете не сохраняется из-за сильного электрического поля, выбрасывающего в космос не только водород, но и более тяжелый кислород.

При этом возникла новая загадка — что именно привело к формированию сильных «электрических ветров» на планете. Базовая версия — ультрафиолет, получаемый от Солнца. Это объяснило бы не только низкое содержание воды на Венере, но и схожие процессы на Марсе. Кроме того, версия с ультрафиолетом — тревожная и для Земли. Усиление электрического поля может привести к катастрофе на нашей планете. Но бить тревогу пока явно рано — ученые не уверены в версии с ультрафиолетом, да и процессы образования «электрических ветров» не такие уж и стремительные.