В 1480 световых годах от Земли может находиться высокоразвитая цивилизация

Сделать сенсационное предположение позволили данные, полученные с помощью космического телескопа «Кеплер»

Космический телескоп НАСА «Кеплер» (Kepler) — он же «Искатель планет» — был выведен на орбиту Земли в мае 2009 года. Нацелен на небольшой участок Млечного Пути, находящийся между созвездиями Лебедь и Лира.

Телескоп искал экзопланеты — планеты у других звезд — посредством так называемого транзитного метода. То есть следил, изменяется ли яркость звезды время от времени. А она изменяется, когда диск звезды что-то заслоняет. Например, планета. По колебаниям яркости астрономы и определяют их наличие. А дальше уже с помощью наземных радиотелескопов, направленных на «подозрительную» звезду, догадка подтверждается или опровергается.

В 2013 году «Кеплер» сломался. Но прежде каждые 30 минут фиксировал параметры 150 тысяч звезд, находившихся в поле его зрения. И обеспечил астрономов данными на много лет вперед. Их расшифровывать и расшифровывать. Чем ныне ученые и заняты.

И вот результат: звезда KIC 8462852, расположенная в 1480 световых годах от Земли, привлекла к себе внимание еще в 2011 году — меняла яркость сверхъестественным способом. Порой световой поток от нее снижался на 80%. Будто бы что-то затеняло ее, но не периодически, а на разные промежутки времени — от 5 до 80 дней.

— Ничего похожего на эту звезду мы прежде не видели, — изумляется Табета Бояджян, руководитель исследовательского коллектива из Йельского университета. — Она настолько странная, что мы несколько раз перепроверили данные, полученные с помощью телескопа. Но ошибок не нашли.

— Гипотеза, подразумевающая деятельность инопланетян, всегда должна быть самой последней из рассматриваемых, — прокомментировал открытие Джейсон Райт — астроном из Университета штата Пенсильвания. — Но в данном случае коллеги обнаружили то, что можно ожидать как раз от них — от инопланетян.

Табета с коллегами полагает, что мерцание KIC 8462852 вызвано множеством объектов, расположенных вокруг звезды. Они-то и заслоняют свет.

Ученые пытались доказать, что объекты имеют естественное происхождение — например, это осколки столкнувшихся  планет. Но всегда находились факты, противоречащие «разумным» гипотезам. Осталась пока одна — «неразумная» — О том, что KIC 8462852 находится в так называемой сфере Дайсона (Dyson Sphere) — некой построенной местными обитателями оболочке, которая позволяет улавливать излучение звезды и пользоваться этой энергией.

Появление таких сфер у высокоразвитых цивилизаций предрек еще в 1960 году физик-теоретик Фриман Дайсон. Он полагал, что сферы могут быть как замкнутыми, так и состоящими из множества отдельных космических аппаратов. На них представители внеземного разума размещают энергетические станции, производства и даже жилье.

Группа астрономов из американского института SETI, занятого поиском сигналов от внеземных цивилизаций, прослушивала KIC 8462852 сначала две недели, потом еще три. Но, увы, ничего цивилизованного так и не уловила. Не удалось засечь и каких-либо коротких энергетических импульсов, которые свидетельствовали бы о передвижении космических кораблей в окрестностях обозреваемой звезды.

Сейчас ученые-скептики все больше склоняются к мысли, что аномальное снижение блеска KIC 8462852 было вызвано облаком пролетавших мимо комет. Но и это — всего лишь гипотеза. Даже ее автор — астроном Массимо Маренго — не уверен. И не отказывается до конца от вероятной сферы Дайсона.

— Убедительных доказательств того, что звезду не окружают какие-либо мегаструктуры, нет, — говорит ученый. — Ее поведение действительно очень странное. Как правило, подобное свидетельствует о каком-то неизвестном физическом явлении.

Источник: kp.ru