Как выгрузить большой груз на Марсе?

0
786

Хорошо, допустим, построить большую ракету и космический корабль — трудная задача. Однако еще более трудной задачей будет высадка всего этого на Марс (те самые 100 метрических тонн) с сотней колонистов, как предложил Маск.

Проблема лежит в так называемом сверхзвуковом переходе. Тонкая атмосфера Марса не обеспечивает достаточно аэродинамики для приземления крупного аппарата, как Земля, но достаточно плотная, чтобы двигатели вроде тех, что использовали модули «Аполлон», работали без аэродинамических проблем.

С современными технологиями посадки, крупный транспорт, который летит через тонкую летучую атмосферу Марса, имеет всего 90 секунд, чтобы замедлиться с 5 махов до 1 маха, перестроиться и переориентироваться из корабля в посадочный модуль, выпустить парашюты для дальнейшего замедления, а после использовать ретродвигатели для мягкой посадки на почву. Этим Марс уникален.

90 секунд недостаточно, и подушки безопасности, которые использовались марсоходами «Спирит» и «Оппортьюнити», а также системой «небесный кран» во время посадки «Кьюриосити», нельзя увеличить в соответствии с размерами груза, который необходимо поставить на Марс вместе с людьми.

NASA немного работало над решением этой проблемы и испытывало надувные аэрощиты, которые могли бы обеспечить достаточно аэродинамического сопротивления для замедления и доставки крупных грузов. Система под названием Hypersonic Inflatable Aerodynamic Decelerator (HIAD) пока является лучшей надеждой инженеров.

Эксперимент Inflatable Reentry Vehicle (IRVE-3) был успешно проведен в 2012 году. Он состоит из высокотехнологичной ткани, которая раздувается с созданием формы и структуры, похожей на гриб. Будучи надутой, система IRVE-3 в диаметре 3 метра и состоит из семи гигантских плетеных кевларовых колец, сложенных и связанных вместе, а после покрытых термоодеялом из слоев термостойких материалов. Такие аэрощиты могут также генерировать подъемную тягу, которая дополнительно замедлит транспортное средство.

«NASA в настоящее время разрабатывает и испытывает HIDA — новый класс относительно легких развертываемых аэрощитов, которые могли бы обеспечить безопасную доставку более 22 тонн на поверхность Марса», — говорил в сентябре 2015 года Стив Гэддис, менеджер NASA в Исследовательском центре Лэнгли.

NASA ожидает, что космический корабль с экипажем, который будет садиться на Марс, весом будет в 15-30 тонн, и космическое агентство в настоящее время решает, как сделать достаточно большие аэрощиты в рамках программы Big Idea Challenge.

С учетом современных технологий, приземление 100 метрических тонн, о которых говорит Маск, может быть чем-то невероятным. Но если кто-то когда-то и выяснит, как решить этот вопрос, то, скорее всего, именно Элон Маск.

hi-news.ru